Краткая история Церкви христиан веры евангельской.

Согласно имеющимся историческим сведениям первые поместные церкви христиан веры евангельской появились на территории России в начале ХХ века. Хотя на основании данных “Всемирной христианской истории” описаны случаи существования в середине Х1Х века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками этого учения. В основном это были ссыльные “сектанты” из центральной России. Это было результатом жесткой государственной политике непрерывного преследования всех “неправославных”. Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой войны первые миссионеры А.М.Иванов и Н.П.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (1913г.), положив начало движению христиан веры евангельской на севере России. Практически одновременно это движение началось на западе России миссионерами П.А.Ильчуком и Т.С.Нагорным. В результате миссионерской деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях.

Однако более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан веры евангельской, основанный Воронаевым И.Е., принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в Одессу. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский Союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году Союз ХВЕ насчитывал свыше 350 общин с более чем с 17 тысячами прихожан.

В 1928 году отношение Советского правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХВЕ журнал “Евангелист”, издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости “покорно нести крест терпения, воздержания и унижения”. В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации, и его официальная деятельность была запрещена.

В 1930 году епископ Воронаев И.Е. совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.

В 1945 году часть общин ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов Панько И.П., Пономарчук Д.И. и Бидаша А.И.) под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает Солженицын в своей книге “Архипелаг ГУЛАГ”.

За период 1945-1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников.

Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место были поставлены малообразованные, а порой и откровенно ущербные люди. После появления инструктивного письма” старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации “религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.” инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к “сектантам-пятидесятникам”, объявив это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ.

Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к “сектантам-изуверам”. Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках (“Тучи над Бордском”, “Чудотворец из Бирюлево”, “Это тревожит всех”, “Апостолы без масок”). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных и изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И.Бедаш, И.А.Левчук, В.И.Белых. В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).

Только после 1968 года органами государственной власти “избирательно” стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственно религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации.

Таким образом в стране, не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположных лагеря – т.е. регистрированных и незарегистрированных пятидесятников.

Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации “О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий” от 14.03.96 г. за № 378, которым был “осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий”.

Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но все-таки, несмотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89-95 годов эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).

Даже, несмотря на отмену известной запретной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд христиан веры евангельской, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и нерегистрированного Союза. Однако, официальному представителю нерегистрированных пятидесятников России И.П.Федотову было официально отказано в разрешении на выезд.

Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении “нерегистрированных” до начала 90-х годов. Только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” “нерегистрированные” общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализовать свою деятельность.

В 1995 году был зарегистрирован Российский Объединенный Союз Христиан веры евангельской.

Формы и методы религиозной деятельности.

В соответствии с Основами вероучения христиан веры евангельской и действующим законодательством Российской Федерации Ассоциация осуществляет свою религиозную деятельность, используя следующие формы и методы:

Совершение богослужений, обрядов, церемоний, проповедь Евангелия с целью распространения Христианской веры, воспитание верующих в чистоте Евангельского учения, развитие образовательной деятельности, строительство и приобретение молитвенных домов и других зданий, представительство и защита интересов верующих и религиозных организаций, входящих в Ассоциацию, миссионерская, евангелизационная, благотворительная, просветительская и издательская деятельность, проведение конференций и семинаров, подготовка христианских теле-радио программ и другую уставную деятельность.

Об отношении к гражданским правам и обязанностям.

Христианин является гражданином своей страны. Исполнение своих гражданских обязанностей – долг каждого.

Каких-либо ограничений в отношении гражданских прав и обязанностей вероучение христиан веры евангельской не содержит.

Мы признаем, что защита Отечества является обязанностью каждого гражданина. Однако, каждый вправе сам для себя решать в какой форме им будет выполнена эта обязанность, - прохождением военной или альтернативной службы.

Об отношении к образованию.

Христиане веры евангельской, понимая свою ответственность перед Богом и государством в вопросах полноценного, гармоничного и интеллектуального развития христианской личности, стремятся к овладению всеми видами гуманитарного, профессионального и духовного образования.

Об особенностях отношения к здоровью.

Христиане веры евангельской проповедуют своим последователям здоровый физический и психический образ жизни, путем воздержания от порабощения духа, души и тела дурными привычками: алкоголем, курением, наркотиками, азартными играми, сексуальными извращениями, всякого рода непотребствами и излишествами, оккультизмом, волшебством и другими действиями, оскверняющими тело, как храм живущего в нем Святого Духа.

В случаях заболеваний духовных, психических и физических, как учит Писание, человек вправе наряду с молитвами об исцелении, обращаться ко всем органам здравоохранения, практикующим врачам, народным методам лечения, кроме запрещенных Священным Писанием методов лечения: гадателям, шептунам, экстрасенсам, колдунам, нетрадиционной медицине, основанной на оккультной практике.

Об отношении к семье и браку.

Христиане веры евангельской твердо решили держаться всех основных Библейских принципов, касающихся устройств брака, семьи и брачных отношений, которые базируются на общечеловеческих ценностях и правах, принятых и охраняемых Законами РФ.

Супруги, вступая в брак, после прохождения обязательной для них гражданской регистрации брака, приходят в церковь для совершения торжественного святого обряда бракосочетания, условиями которого является их добровольное принятие Евангельских обязательств и обещание друг другу быть верными на основании Апостольских установлений о браке, что дает им право на “брак в Господе” (1Кор. 7.39). Вкратце, Библейский брак можно охарактеризовать так: не расторжим, доколе сохраняется верность супругов, чадолюбив, патриархален, целомудрен, благочестив, основанный на жертвенной любви друг к другу и т.д.

В связи с этим, церковью осуждается супружеская измена, но если это все же происходит, то ради детей, в церкви проповедуется прощение для сохранения семьи и родительского попечения. Повторные браки, как крайнее исключение, допускаются, только после тщательного исследования и полной невиновности оставленной стороны.

Церковью порицается прекращение беременности, как опасного во всех отношениях акта, за который каждый понесет собственную ответственность.

Дети – это благословение для родителей и общества в целом, поэтому воспитание детей в христианской морали и нравственности является святой обязанностью родителей. Родители несут ответственность за духовное, физическое и нравственное воспитание своих детей, согласно священному Писанию и законам государства.

…Назад

Сайт создан в системе uCoz